«ИНТЕГРАЦИЯ»: НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
30 и 31 марта в Новосибирском государственном областном Доме народного творчества состоялась инклюзивная творческая лаборатория «Интеграция». Подготовка к мероприятию шла очень активно. Первоочередной задачей организаторов было систематизировать огромный пласт информации, чтобы методические и практические рекомендации можно было сразу применять в работе.
Участниками мероприятия стали 37 специалистов из 17 районов Новосибирской области: совсем новички в данном направлении работы и уже имеющие опыт в инклюзивных практиках.
В целом, акцент первого занятия лаборатории был сделан на театральное направление. Однако это не значит, что вся информация была исключительно для театралов. На творческой встрече присутствовали хореографы, которые так же, как и представители театрального направления, уехали с новыми знаниями и вдохновением.
Начались занятия с лекции о социальном театре в России, так как инклюзивный театр является одним из его направлений. Участники получили ответы на вопросы: что такое социальный театр, когда и где он возник, какие практики и формы применяются в современном социальном театре, какие современные режиссеры работают в этом направлении, и, наконец, каким бывает инклюзивный театр. Также были упомянуты практики и теоретики современного театрального искусства, в том числе их книги и пособия для работы.
Следующими спикерами стали руководитель Школы Светского Танца «Отражение», организатор костюмированных балов Анна Заворотинская и медиа-специалист инклюзивных балов в Новосибирске Светлана Лапатская. Они рассказали об опыте организации крупного инклюзивного мероприятия, поделились идеями и обменялись контактами с участниками для дальнейшего сотрудничества.
Светлана Лапатская живет в Новосибирске и ведет активный образ жизни, несмотря на инвалидность по зрению. На встрече она рассказала об этике общения с людьми с инвалидностью и ОВЗ и познакомила участников со своей собакой-поводырем Азалией. Именно в таком формате разговор об инклюзии максимально продуктивен, так как люди имеют возможность знакомиться и общаться напрямую с теми, кого собираются куда-то интегрировать и социализировать.
Затем с очень интересной насыщенной лекцией выступила Елена Субботина – психолог Городского центра образования и здоровья «Магистр», мама ребенка с расстройством аутистического спектра. Она сопровождала свою лекцию уникальной презентацией, которая была интересна абсолютно всем участникам. Елена рассказывала о специфике взаимодействия с людьми с ментальными особенностями. «Представьте, что вы стоите посреди Кутузовского проспекта в час пик, у вас на голове ведро, и со всех сторон по этому ведру стучат», – цитата Антонины Стейнберг, девушки с РАС, которую Елена приводит для понимания того, что происходит с людьми, о которых она рассказывает, на уровне ощущений. В своем рассказе спикер использовала множество профессиональных терминов, делилась рекомендациями книг.
Завершила первый день творческая встреча с независимым режиссером инклюзивных проектов Варварой Поповой, которая поделилась своим опытом постановок, а также ответила на вопросы о театре и режиссуре, а еще о том, как выбирать литературный материал для такой работы.
Второй день открыла Анна Викторовна Зиновьева – режиссер, куратор «Инклюзион. Школа. Новосибирск». Большую часть времени она посвятила разговору о том, что такое инклюзия, как создать инклюзивную среду, каковы мотивы и сверхзадача режиссера инклюзивного театра. Затем Анна Зиновьева пригласила всех на тренинг, в том числе и участников с различными формами инвалидности и ОВЗ. Ведь именно такой формат инклюзивных мероприятий организаторы считают максимально честным и продуктивным.
Завершила эту феерию толерантности творческая встреча с Сергеем Бидным – режиссером, продюсером, директором Московского театра неслышащих актеров «НЕДОСЛОВ». Он также поделился опытом работы и вдохновил участников своим искренним и серьезным отношением к делу.
Театральные методики работы участники инклюзивной лаборатории посчитали перспективными. Теперь они ждут следующего занятия, чтобы погрузиться в тренинг более основательно и поработать этюдным методом с ребятами с ОВЗ.